Проход по ссылкам навигации

19.01.2022 Всероссийская Олимпиада по французскому языку: региональный этап

Всероссийская Олимпиада

11-12 января на базе нашего факультета прошла Всероссийская олимпиада школьников по французскому языку

Назвать ли это традицией или чьим-то необъяснимым волевым решением, но региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников начинаются сразу же после новогодних праздников именно с французского языка. Возможно, это нам и на руку, поскольку факультетские коридоры пусты, и никакие занятия, ни переменная суматоха не стесняет организаторов и участников.

Олимпиада проведена и остается лишь вкратце подвести ее итоги. Впечатления двойственные. Во-первых, количество заявленных фамилий и принявших участие в олимпиаде существенно меньше, чем в прошлом году. В заявке, представленной Министерством образования и науки РД, фигурировало 28 фамилий учеников, представляющих два района (Карабудахкенткий, Хасавюртовский) и три города (Буйнакск, Каспийск, Махачкала). В олимпиаде же приняли участие 21 ученик. Очередной раз не заявили учеников Дербент и Дербентский район, Кизляр и Кизлярский район. Не отметился в этом году и Табасаранский район. Таким образом, с дагестанского олимпиадного небосклона продолжают сходить некогда весьма успешные географические точки, где готовили довольно грамотных учеников по французскому языку.

Данная ситуация объясняется скорее отношением к французскому языку со стороны руководителей школ, которым предоставлено право самим определять выбор второго иностранного языка. О французском в качестве первого иностранного говорить уже не приходится: панихиду по нему мы уже отслужили. Факультет иностранных языков ДГУ остается единственным островком, где французский изучается в качестве одного из основных иностранных языков. Возможно, малая явка учеников объясняется нынешней санитарной обстановкой. Но удовлетворение все же есть от того, что в нынешних «ковидно-омикронных» условиях еще остаются школы и учителя, продолжающие направлять на региональный этап своих учеников. Респект им.

Что касается итоговых результатов олимпиады, то отметим, что уровень В2, заданный Москвой вот уже несколько лет подряд явно не по зубам ученикам обычных лицеев или гимназий, где на второй иностранный язык отводится 1-2 (чаще 1) часа в неделю. Разве что ученики частных школ, где количество часов, отводимых на второй иностранный язык выше, чем в обычных школах, могут еще справляться с некоторой частью заданий.

http://www.dagminobr.ru/storage/files/2022/Olimp_/VSOSh_2021-22_France_.pdf

Олимпиадные задания были составлены таким образом, чтобы выявить и оценить у участников навыки владения всеми четырьмя видами речевой деятельности: аудированием, говорением (продуктивная речь), чтением (понимание письменного текста) и письмом (продуктивная письменная речь). Помимо этого, был добавлен лексико-грамматический тест. Итоговые результаты показали, что даже многолетний опыт проживания в естественной языковой обстановке порой не является гарантией их успешного выполнения. В частности, у подобных кандидатов обнаружены серьезные огрехи при решении лексико-грамматического теста, при аудировании, понимании письменного текста и в продуктивной речи. Известно, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Мы, например, не всегда адекватно воспринимаем речь даже на родном языке. При выполнении задания по продуктивному письму явные огрехи обнаруживались на умении грамотно конструировать фразы как на морфологическом, так и синтаксическом уровнях, само построение фраз не отличалось разнообразием, не говоря уже о структурной организации текста.

Что касается продуктивной речи, то даже свободное владение разговорной (молодежной) речью не всегда отвечало предъявляемым критериям, когда в течение 3-4 минут  следовало обязательно представить жюри монологическое рассуждение по выбранной теме, а затем в беседе с членами жюри проявить свои способности уметь дискутировать на ту же тему, отстаивая свою точку зрения.

Успешное выступление на олимпиаде требует от кандидатов высокого уровня развития устной и письменной речи, интеллектуальной зрелости, коммуникабельности, широты кругозора и умения анализировать какие-либо виртуальные ситуации, способности ориентироваться в незнакомой обстановке, быстро оценивая новую информацию, умения максимально концентрироваться при выполнении заданий в стрессовой ситуации.

И в заключении следует признать, что многолетняя практика - давать одно и то же задание по французскому языку ученикам 9-11 классов себя пока оправдывает, так как после 9 класса уровень знаний по иностранному языку значительно снижается, достигая при существующей сетке часов минимального уровня к 11 классу.

Председатель жюри по французскому языку

И.М. Абакаров

Вернуться к списку новостей